Меню
часть 4
Дневник йогатерапевта.
Дисциплина vs мотивация
"Я не могу начать. Вернее нет. не так. Я начинаю. Прихожу раз, другой. Делаю занятия, которые вы выкладываете. Тоже раз или другой. Я знаю, что нужно. Знаю, что только так смогу решить свои проблемы со спиной. Знаю, что время работает против. Знаю, что проблема усугубляется. Я всё знаю. Но я не могу себя заставить. И мотивировать тоже не получается. Может вы? Может вы сможете мотивировать меня? Ну или хоть заставить?"
Собирательный образ грустного человека смотрит на меня из глубины лет преподавательской практики. Человек-придузавтра. Человек-многоработы. Человек-вдругойраз. Проблески этого образа мы постоянно видим вокруг себя и - совершенно точно - каждый день видим в зеркале.
Мы ищем секрет совершенной продуктивности, покупаем всё новые книги о мотивации, сохраняем в избранное пламенные речи спикеров на "Ютубе". И по-прежнему ничего не делаем.
За время преподавательской практики и долгих задушевных разговоров с собственными демонами (а моя собственная дисциплина лежит в интервале между влажностью в пустыне Сахара и количеством крокодилов за полярным кругом) я поняла три вещи.
Я не верю в мотивацию.

Я не верю в силу привычки.

И наконец: я не верю в ту самую дисциплину.


Говорят, жизнь начинается, если яйцо разбивается изнутри. И заканчивается, если яйцо разбивается снаружи. И сейчас мне придётся повторить очень заезженную мысль о том, что качественные изменения возможны только воздействием изнутри. Но это правда так. И на этом непростом пути лично мне ключевыми видятся три вещи.
Решение.

Интерес.

Удовольствие.

Я стою в начале коврика в одной из омских йога-студий. Наверное, мне хотелось бы сейчас лежать на диване и поедать конфетки, но я приняла решение. Принять решение и следовать ему - один мудрый человек говорил мне, что это фундамент, основа, суть. Что без этого не может быть личности.


Часто так всё начинается. А дальше - выбор, развилка. Можно механически выполнять инструкции тренера или преподавателя, не вникать в процесс, поглядывать на часы в ожидании "когда же это всё закончится". Но можно постараться погрузиться в процесс, наблюдать за ощущениями в теле и анализировать его сигналы, пытаться понять свои возможности и их лимиты. Отнестись к себе с искренним интересом и вниманием.


Выбирающие первый путь как правило бросают, раньше или позже. Если говорить о моей практике - бросают все. Что же до привычек… Автоматизмы здесь не работают. Осознанное движение - слишком сложный, слишком энергетически ёмкий процесс. Давайте будем честны: автоматизмы вообще мало где работают.


Идущие по второму пути однажды сталкиваются с удивительной вещью: где-то между лопаток вдруг появляется неведомое доселе мышечное напряжение, которое даёт иное ощущение силы и контроля. Грудная клетка расправляется и дышит легко, как никогда раньше. Удовольствие от движения рождается не сразу. Но оказывается сильным и по-настоящему чистым.


Тело, которое "заставили", напряжённое и скованное стрессом, не открывается навстречу движению. Психика не выделит ресурс на следующие подобные экзекуции. Результат: ещё больший стресс и опасность получить травму. Именно поэтому я не верю в дисциплину. По крайней мере в том "армейском" варианте, в каком её обычно представляют.


Что же до пламенных мотивационных речей… Жизнь начинается изнутри. Чужой опыт, чужие выводы и чужой путь трогают нас только если хоть в чём-то похожи на наши. Стоит ли делать серьёзную ставку на то, что чьи-то посылы способны повлиять на нас не сиюминутно, а в долгой перспективе?


Должен ли преподаватель быть таким мотиватором? Мой личный ответ: нет. Я могу помочь. Но только тем, кто принял решение и идёт по пути интереса.


Впрочем, есть ещё одна категория людей. Те, кто столкнулся с болезнью и теперь ведут борьбу за здоровье и качество жизни. Я не спрашиваю у них: "Вы будете делать упражнения?". Потому что знаю: будут. И наверное стоит подумать, прежде чем просить у кого-то там наверху несокрушимую мотивацию: она может выглядеть совсем не так, как хотелось бы.


Где бы вы поставили запятую во фразе "заставить нельзя мотивировать"?

Я бы зачеркнула её целиком. А поверх написала: "любить".
Юлия Михайлова
Йогатерапевт, руководитель студии йоги
Made on
Tilda